Носов Н.Н.
Носов Николай Николаевич
(1908 - 1976)
Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и тем более — для веселого детского писателя. Только послушайте — Носов — просто, легко и немного забавно — хорошо, в общем. А еще лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
У Носова действительно был нос, и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его "хмурым ворчуном". Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его никогда не читали!
"— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик подбежал: "Где кисель?"
— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать...
— Тебе хорошо живется! — говорит Бобик. — У тебя все есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу гребешком причесываюсь, хочу на телевизоре играю, ем и пью, что хочу, или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике".
Ну и так далее... до тех пор, пока не пришел этот самый дедушка и не прервал эту самую светскую беседу.
Ну разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Или, может быть, верно то распространенное мнение, что все самые веселые юмористы, как правило, люди раздражительные, угрюмые и чуть ли не злые. Может, так оно и есть, но только не в этом случае.
Николай Николаевич Носов, и правда, был человеком необщительным, замкнутым. Но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Это последнее качество его характера тем более странно, что от природы он обладал разнообразными талантами, о чем могут свидетельствовать хотя бы его многочисленные увлечения.
"В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный... Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем", — так о своих "метаниях" он напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. Для того чтобы эти сухие слова наполнить красками и звуками, стоит открыть его автобиографическую повесть "Тайна на дне колодца". И увидеть маленький поселок Ирпень неподалеку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актера (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова и где средний его сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.
Вскоре семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть... многое пришлось пережить. И обо всем этом рассказал уже известный писатель Николай Николаевич Носов в своей последней книге. Повесть "Тайна на дне колодца" вышла отдельным изданием уже после смерти ее автора в 1978 году.
А ровно за сорок лет до этого, в 1938 году увидел свет его первый рассказ "Затейники". В это время Николай Носов еще работал в кино и продолжал там работать до 1951 года, снимая как режиссер самые разные мультипликационные, научные и учебные фильмы. Но одновременно он начал писать для детских журналов "Мурзилка", "Костер", "Затейник" и газеты "Пионерская правда", на страницах которых впервые появились его веселые рассказы.
Появились и сразу же стали невероятно популярны. Почему? Да потому, что и для самых маленьких рассказов, и для самых "больших" повестей ("Веселая семейка", 1949; "Дневник Коли Синицына", 1950; "Витя Малеев в школе и дома", 1951) Носов не выдумывал героев, а находил их (причем везде — по соседству, в гостях, просто на улице), и слушал, и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни, о друзьях, о самих себе.
Наверное, поэтому они, герои Носова, потом легко перекочевывали в фильмы и спектакли и очень естественно чувствовали себя там, оставаясь такими же непоседами, изобретателями и фантазерами, одним словом, обычными мальчишками. Совсем такими, какими впервые увидел их сам писатель.
Со временем ко всем этим носовским героям присоединился еще один, на этот раз — сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву веселых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова: "Приключения Незнайки и его друзей" (1953—1954), "Незнайка в Солнечном городе" (1958), "Незнайка на Луне" (1964—1965). И чем они только там не занимались — ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать — время было такое).
Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже — по-японски!
Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев там кафе "Незнайка", а спокойно заходите туда — вас обязательно встретит старый, добрый и веселый друг!
Лучшие произведения:
"Приключения Незнайки и его друзей"
"Фантазеры" (Сборник рассказов)
"Затейники" (Сборник рассказов)
"Витя Малеев в школе и дома"
"Дневник Коли Синицына"
"Тук-тук-тук" (Сборник рассказов)
- Посетители
- 486
- Материалы
- 312
- Количество просмотров материалов
- 447189