Перро Ш.
Перро Шарль
Французский поэт, сказочник, критик
(12.01.1628 -16.05.1703)
Жил некогда король и всеми был любим,И так он был велик, премудр, прекрасен,
Любезен в мире, а в войне ужасен,
Что только сам с собою был сравним.
В стране его был мир, соседи трепетали,
А добродетель счастлива была,
И под его эгидой процветали
Художества и ремесла.
Процветали они не сами собой, а стараниями талантливых людей. Имя того, кому принадлежат стихотворные строки, - Шарль Перро.
Родился он в семье адвоката Парижского парламента. Говорят, крик новорожденного был слышен на весь квартал. Впрочем, повзрослев, Шарль тоже не стеснялся подавать голос. Так, пререкания с наставником заставили его оставить коллеж. Но неучем он не остался. Упорные занятия и семейная традиция сделали Перро адвокатом. Правда, много позднее он записал: "Я считаю, что было бы очень полезно сжечь все книги судебных дел... нет ничего лучшего в мире, как уменьшение числа судебных процессов". Поэтому, думается, без сожаления оставив судейскую карьеру, отправился он работать в высокое финансовое ведомство, где служил его брат.
Шарль Перро собирал налоги и писал стихи. В 1653 году они уже появились в печати. К тому же старшие братья, увлекавшиеся литературой, ввели его в великосветский салон, где бывали именитые авторы. Но
... все таланты вас нимало не украсят,
Коль для того, чтоб ими прогреметь,
Нет крестной маменьки в запасе.
Такой "крестной маменькой" для Перро на долгие годы стал могущественный министр Кольбер. При нем он занял должность Генерального секретаря в интендантстве королевских построек и контролировал работу мастерской гобеленов, работал во славу короля в Академии надписей, был секретарем совета Малой Академии.
С 1671 года Шарль Перро - член Французской Академии, один из "бессмертных". И вскоре - главный участник настоящей литературной войны между "древними" и "новыми"; между теми, кто считал античные образцы непревзойденными, и теми, кто вслед за Шарлем Перро мог повторить строки из его поэмы "Людовик Великий":
Античность, спора нет, почтенна и прекрасна,
Но падать ниц пред ней привыкли мы напрасно.
Ведь даже древние великие умы
Не жители небес, а люди, как и мы.
Само чтение этой поэмы на торжественном заседании Академии по случаю выздоровления короля вызвало негодование среди "древних". Однако и они в конце концов вынуждены были "примириться" с мятежным академиком, который в этой же поэме сумел так тонко прославить правление короля, прозванного лукавыми придворными "король-солнце".
Величья древних я не склонен умалять,
Но и великих нет нужды обожествлять.
И век Людовика, не заносясь в гордыне,
Я с веком Августа сравнить посмею ныне.
Продолжая борьбу с "древними", Перро выпустил в 1688-1697 годах четыре тома труда "Параллель между древними и новыми в отношении искусства и наук". Галантный версальский дух требовал изящества во всем. Поэтому герои книги вели ученые беседы, прогуливаясь в великолепных дворцовых парках.
Для Шарля Перро и сказки были "новыми" по сравнению с античными сказаниями, которым поклонялись "древние". Первыми он опубликовал стихотворные сказки. А самый знаменитый сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями" вышел в 1697 году.
Истории о спящих красавицах, маленьких да удаленьких сыновьях, добрых падчерицах и злых мачехах рассказывали не одно столетие и до Перро. Рассказывали все по-своему. Особенными были и "Сказки матушки Гусыни". Читая их, нисколько не сомневаешься, что это сказки Франции, притом Франции времен Людовика XIV. Так, Мальчик с пальчик, победив людоеда, устраивается курьером при королевском дворе; сестры Золушки, собираясь на бал, наряжаются точь-в-точь как придворные дамы Людовика-солнце, а в "Спящей красавице" засыпают все, кроме короля, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.
Книга Шарля Перро была подписана именем его сына Пьера д'Арманкура. Что заставило шестидесятипятилетнего академика поступить так - об этом спорят не одно столетие. Но уж совершенно точно, Перро стал для сказки той "крестной маменькой", которая помогла Золушке превратиться в прекрасную принцессу. Его сказки открыли настоящее "сказочное движение". У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Спящая красавица танцевала в балете. Золушка пела в опере. А сколько героев Перро разговаривало с экрана?!
Что ж, выходит, прав оказался старый сказочник, когда писал, "что эти безделки вовсе не безделки" и "заслуживают того, чтобы их пересказывали".
Лучшие произведения для детей:
"Красная шапочка"
"Спящая красавица"
"Мальчик-с-пальчик"
"Синяя борода"
"Рике-Хохолок"
"Подарки феи"
"Ослиная шкура"
- Посетители
- 486
- Материалы
- 312
- Количество просмотров материалов
- 447189